Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Сайт учителя начальных классов

Чухниной Ольги Михайловны

филиал МБОУ "Большеокуловская СШ"-"Поздняковская ОШ"

Нижегородская обл., городской округ Навашинский

УУД и технологические карты

 

Уважаемые коллеги!

На этой странице представляю материал, которым должен руководствоваться учитель начальных классов всвязи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения


 

Универсальные учебные действия: УУД

Овладение учащимися УУД создает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться

Выделены основные виды универсальных учебных действий:

·         Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);

·         Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

·         Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

·         Коммуникативные

В личностные универсальные учебные действия входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

В регулятивные действия входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

1.      Планированиеопределение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

2.      Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

3.      Составление плана и последовательности действий

4.      Прогнозированиепредвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

5.      Контроль в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

6.      Коррекция внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.

7.      Оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8.      Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В познавательных универсальных действиях выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем.

 

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

 

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. 

      

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субьекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ,( также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться - существенный фактор повышения освоения учащимися предметных знаний, формирование умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

 Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Л.Г. Панфилова

Очевидно, что для реализации требований ФГОС необходимы инновационные средства обучения, одним из которых является технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) , которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие  условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

 

Владение ТРИИК позволит учителю:

  • проектировать и использовать инновационный методический инструмент организации образовательного процесса (технологическая карта );
  • раскрыть творческий потенциал школьников;
  • целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность учащихся;
  • эффективно расходовать учебное время;
  • сохранить здоровье всех участников образовательного процесса, за счет оптимизации нагрузки;
  • обеспечить успешную самореализацию личности;
  • реализовать  требования ФГОС второго поколения к результатам образования.

Технологическая карта урока

 

Технологическая  карта  урока — это графическое  отбражение  сценария  урока, план проведения  урока  , в котором  заложены   методы   индивидуальной  работы  и   возможности  вариативного  развития  урока.  Здесь описывается  процесс  деятельности , а также  все  операции деятельности и  ее составляющие. В данной  технологической  карте  может быть  четко  отражено  взаимодействие  учителя  и  ученика на уроке , планирование  деятельности на каждом этапе  урока

 

Основой организации образовательной деятельности в ТРИИК является умение проектировать учебный процесс и представлять его в технологической карте. Технологическая карта (ТК) – новый вид методического инструментария, в котором представлено описание учебного процесса с использованием учебных заданий в соответствии с технологическим циклом ТРИИК.  Технологическая карта содержит:

  • название темы, цель учебного процесса,
  • планируемый результат (личностные, метапредметные и предметные умения),
  • основное содержание темы, термины и понятия;
  • особенности организации пространства (межпредметные связи, формы работы, ресурсы);
  • технологию изучения темы.

В описании каждого этапа указывается  цель учебной деятельности, планируемые результаты  и  задания, как учебные  на «знание», «понимание» и «умение», так  и диагностические. Использование ТК в учебном процессе позволяет учителю:

  • перейти от планирования урока к проектированию учебного процесса в рамках  темы;
  • осознать алгоритм   работы   по  теме    от   введения   материала  до   конечного результата;
  • организовать целостное и системное изучение учебного содержания темы;
  • увидеть  уровень   раскрытия   понятий   в  данной теме    и   соотнести   его   с изучаемым материалом раздела;
  • определить возможности реализации межпредметных связей и воспитательной составляющей  темы;
  • определить умения (личностные, метапредметные, предметные) и обеспечить условия для их формирования;
  • организовать условия не только  для самостоятельной деятельности школьников, а также для использования ими приобретенных знаний и умений в практической деятельности;
  • проводить оперативное и объективное оценивание результатов освоения темы учащимися;
  • обеспечить условия для самоанализа и  самооценки достижений школьников;
  • соотнести полученный результат с поставленной целью по освоению  темы учащимися.

 

Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступившее XXI столетие - век информации и научных знаний. Это обязывает систему образования решать принципиально новую глобальную проблему подготовки школьников к жизни и деятельности в условиях информационного общества.

                                                                                                                                          
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"