Уважаемые коллеги!
На этой странице представляю материал, которым должен руководствоваться учитель начальных классов всвязи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
Универсальные учебные действия: УУД
Овладение учащимися УУД создает возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться
Выделены основные виды универсальных учебных действий:
· Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);
· Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);
· Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);
· Коммуникативные
В личностные универсальные учебные действия входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.
В регулятивные действия входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:
1. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
2. Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
3. Составление плана и последовательности действий
4. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
5. Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
6. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.
7. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
8. Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В познавательных универсальных действиях выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т.е. способность субьекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося ,( также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Умение учиться - существенный фактор повышения освоения учащимися предметных знаний, формирование умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
Л.Г. Панфилова
Очевидно, что для реализации требований ФГОС необходимы инновационные средства обучения, одним из которых является технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) , которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Владение ТРИИК позволит учителю:
- проектировать и использовать инновационный методический инструмент организации образовательного процесса (технологическая карта );
- раскрыть творческий потенциал школьников;
- целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность учащихся;
- эффективно расходовать учебное время;
- сохранить здоровье всех участников образовательного процесса, за счет оптимизации нагрузки;
- обеспечить успешную самореализацию личности;
- реализовать требования ФГОС второго поколения к результатам образования.
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока — это графическое отбражение сценария урока, план проведения урока , в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока. Здесь описывается процесс деятельности , а также все операции деятельности и ее составляющие. В данной технологической карте может быть четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке , планирование деятельности на каждом этапе урока
Основой организации образовательной деятельности в ТРИИК является умение проектировать учебный процесс и представлять его в технологической карте. Технологическая карта (ТК) – новый вид методического инструментария, в котором представлено описание учебного процесса с использованием учебных заданий в соответствии с технологическим циклом ТРИИК. Технологическая карта содержит:
- название темы, цель учебного процесса,
- планируемый результат (личностные, метапредметные и предметные умения),
- основное содержание темы, термины и понятия;
- особенности организации пространства (межпредметные связи, формы работы, ресурсы);
- технологию изучения темы.
В описании каждого этапа указывается цель учебной деятельности, планируемые результаты и задания, как учебные на «знание», «понимание» и «умение», так и диагностические. Использование ТК в учебном процессе позволяет учителю:
- перейти от планирования урока к проектированию учебного процесса в рамках темы;
- осознать алгоритм работы по теме от введения материала до конечного результата;
- организовать целостное и системное изучение учебного содержания темы;
- увидеть уровень раскрытия понятий в данной теме и соотнести его с изучаемым материалом раздела;
- определить возможности реализации межпредметных связей и воспитательной составляющей темы;
- определить умения (личностные, метапредметные, предметные) и обеспечить условия для их формирования;
- организовать условия не только для самостоятельной деятельности школьников, а также для использования ими приобретенных знаний и умений в практической деятельности;
- проводить оперативное и объективное оценивание результатов освоения темы учащимися;
- обеспечить условия для самоанализа и самооценки достижений школьников;
- соотнести полученный результат с поставленной целью по освоению темы учащимися.
Сегодня уже нет никакого сомнения в том, что наступившее XXI столетие - век информации и научных знаний. Это обязывает систему образования решать принципиально новую глобальную проблему подготовки школьников к жизни и деятельности в условиях информационного общества.